Система дозаправки самолётов топливом в полёте УПАЗ, УПАЗ-1

ОАО "НПП Звезда" является разработчиком унифицированных подвесных агрегатов заправки (УПАЗ), устанавливаемых на самолетах-заправщиках, и приемных устройств - головок приемников топлива (ГПТ), устанавливаемых на штангах заправляемых самолетов. Головки приемников топлива адаптированы к агрегатам заправки зарубежных самолетов.

Главная особенность УПАЗ'а - его автономность. В качестве перекачивающего насоса, в агрегате установлен двухступенчатый центробежный насос с приводом от турбины, использующей энергию набегающего потока. Максимально возможная производительность перелива - 2900 л/мин.

Приводом шланговой лебедки служит воздушная турбина, вал которой через редуктор жестко связан с барабаном.

В настоящее время в эксплуатации находятся:

  • агрегат УПАЗ (длина шланга в потоке приблизительно 28 м, внутренний диаметр шланга 40 мм, производительность перелива до 1600 л/мин), устанавливается на самолете-заправщике Су 24М и обеспечивает дозаправку в полете "легких" самолетов.
  • агрегат УПАЗ-1 (длина шланга в потоке приблизительно 26 м, внутренний диаметр шланга 52 мм, производительность перелива топлива до 2300 л/мин); устанавливаются 2 агрегата под крыльями для дозаправки "легких" самолетов и один на левой стороне хвостовой части фюзеляжа самолета - заправщика Ил-78 (78М) для дозаправки "тяжелых" самолетов типа ТУ-160, ТУ-95МС, А-40, А-50, Ил-80.
  • агрегат УПАЗ-1К (длина шланга в потоке приблизительно 26 м, внутренний диаметр шланга 52 мм, производительность перелива до 2300 л/мин).

Агрегат УПАЗ-1К является модификацией УПАЗ-1 и адаптирован для установки на палубный самолет Су-27УБ.

В настоящее время разрабатывается подвесной агрегат ПАЗ-МК для установки на палубный самолет-заправщик МиГ-29К/КУБ (производительность перелива до 750 л/мин). Особенностью агрегата является то, что перекачка топлива производится непосредственно топливной системой самолета, а шланговая лебедка используется от агрегата типа УПАЗ-1.